Оформление инвалидности в 2022 году

Гражданское право   kchrpravo   24.04.2024 г.

Инвалидность - это неспособность человека выполнять обыденные функции. Она наступает по причине физических или психических нарушений здоровья.

Инвалидность — это неспособность человека выполнять обыденные функции. Она наступает по причине физических или психических нарушений здоровья. Для оформления инвалидности нужно пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ).

Как можно оформить инвалидность

Перед тем как получить инвалидность, следует обратиться за направлением на экспертизу. Если заявителю будет отказано, следует получить справку об этом. Документ выдается в поликлинике, в которой пациент наблюдается. Также направление выдается в ПФР или Соцзащите, если будет предоставлен документ, подтверждающий наличие проблемы со здоровьем.

Получите консультацию нашего юриста в течение 5 минут.

Алексей Романов юрист-консультант

Ответ за 15 минут 89 консультаций сегодня 98% довольных клиентов Гарантируем конфиденциальность ваших персональных данных! Задать вопрос

Внимание! Гражданин вправе обратиться в МСЭ самостоятельно, если предоставить справку об отказе в выдаче направления!

Далее пациенту необходимо выполнить следующие действия:

  1. Подготовить перечень документов, которые нужны для подтверждения своего положения.
  2. Обратиться в МСЭ с заявлением и необходимыми документами. Сделать это можно самостоятельно, через представителя или посредством портала Государственных Услуг.
  3. Дождаться приглашения на экспертизу. Заявление рассматривается в течение 30 дней. Ответ высылается заявителю на почту, смс-сообщением или уведомлением на портале Госуслуг. Все зависит от выбранного в заявлении способа получения информации.
  4. Пройти экспертизу в назначенное время. Место проведения экспертизы определяет комиссия, в зависимости от состояния гражданина. МСЭ проводится на дому, во время лечения в медицинском учреждении или в бюро, адрес будет сообщен заранее.
  5. Получить справку об инвалидности. Также в отношении гражданина будет составлена программа реабилитации. Справка предоставляется как на бумаге, так и в электронном виде.

Перед тем как оформить инвалидность, всегда нужно посещать медицинское учреждение. Без этого процедура не может быть начала. Нужен как минимум отказ, с которым гражданин вправе обратиться в МСЭ самостоятельно.

Бюро вправе отказать в присвоении инвалидности. Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты проведения обследования. Внесудебный пересмотр осуществляется руководителем бюро, после подачи лицом заявления. Сделать это можно и через портал Госуслуг.

Обжалование возможно и в судебном порядке. Для этого нужно составить и подать исковое заявление. В нем указывается причина несогласия с результатом МСЭ, а также доказательства своей позиции. Например, прикладывается результат независимой экспертизы, подтверждающей необходимость присвоения первой группы, а не второй.

Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции по месту прохождения МСЭ. Размер государственной пошлины — 300 рублей, как за требование неимущественного характера.

Какие группы инвалидности для оформления существуют

Существует 3 группы инвалидности:

  1. При ней гражданин не в состоянии обслуживать себя самостоятельно практически полностью. Он не может существовать без поддержки со стороны других лиц.
  2. Гражданин может обеспечивать свои основные потребности самостоятельно. Он вправе работать, если это не ухудшает его здоровье. Ему могут требоваться дополнительные приборы и приспособления.
  3. Устойчивые нарушения здоровья, не имеющие тяжких последствий. Разрешается работа, но с некоторыми ограничениями в зависимости от причины инвалидности.

Отдельно выделяют категорию детей-инвалидов. Также выделяется три категории по тем же признакам.

Необходимые документы для получения инвалидности

Перед подачей заявления стоит выяснить, какие документы нужны для оформления инвалидности. В этот перечень включают:

  • паспорт гражданина РФ или временное удостоверение, если паспорт отсутствует;
  • свидетельство о рождении, если заявителю не исполнилось 14 лет;
  • военный билет, если гражданин является военнообязанным;
  • направление на прохождение экспертизы или документ, подтверждающий отказ медицинской организации от дачи направления;
  • медицинские бумаги, подтверждающие наличие проблем со здоровьем;
  • документы, подтверждающие наличие производственной или иной травмы, если инвалидность наступила из-за такого события.

Дополнительно предоставляются бумаги, подтверждающие невозможность явки на комиссию. В таком случае она проводится на дому.

Документы для оформления инвалидности предоставляется в Бюро МСЭ по месту жительства, в том числе через портал Государственных Услуг.

Пенсионер предоставляет те же документы. Дополнительно нужно приложить пенсионное свидетельство.

Перед тем как как оформить любую группу инвалидности, нужно обратиться в медучреждение по месту жительства. Если в нем откажут в выдаче направления на МСЭ, необходимо получить официальный отказ. Далее действия реализуются через Бюро МСЭ по месту жительства. Необходимо предоставить документы и пройти осмотр, при необходимости — дополнительные обследования.

Получитьюридическую помощь по вопросу оформления инвалидности можно на нашем сайте.